Практика применения полиграфа

Практика применения полиграфа

После распада СССР в 1991 году технологии применения полиграфа, как и многие другие, находившиеся до этого момента в ведении Комитета Государственной Безопасности и Министерства Внутренних Дел, попали в массы и начали активно использоваться коммерческими организациями.

На протяжении 30 предшествовавших этому событию лет методики детекции лжи, в основном, заимствовались у Соединенных Штатов Америки и Канады. В Советском Союзе развитие и использование подобных технологий было привилегией лишь секретных подразделений Госбезопасности.

Использование полиграфов государственными структурами

применение полиграфаИсторически сложилось так, что именно силовые структуры чаще других используют полиграф в своей профессиональной деятельности. На сегодняшний день МВД и ФСБ России – не исключение. За последнее время отмечен рост популярности и расширение сферы применения проверок на детекторе лжи. Об этом свидетельствует статистика, которая показывает, что с каждым годом число случаев применения полиграфов растет. Помимо этого производится замена устаревших аппаратов на самые современные компьютерные полиграфные системы.

Полиграфы для частных компаний

После событий 1991 года люди знакомятся с полиграфом и исследованиями, проводимыми с его помощью. Теперь проверку на детекторе лжи взяли на вооружение отделы по подбору персонала и службы безопасности государственных и частных компаний.

Ни для кого не секрет, что пик подобной популярности полиграфов в нашей стране пришелся на 2002 год. Детектор лжи использовался практически во всех сферах бизнес-деятельности. Безусловно, в оказании услуг по проведению проверок персонала на детекторе лжи преуспели именно частные компании.

Иногда действия персонала могут причинить убытки компании, неважно, что это будет: прямое воровство или разглашение коммерческой тайны. Чтобы предотвратить подобные ситуации, организации начали покупать полиграфы и даже создавать специальные подразделения в структуре компании. Помимо этого, проверка на полиграфе позволяет работодателям в кратчайшие сроки определиться с кандидатом, претендующим на ту или иную должность.

К сожалению, службы безопасности, которые предусмотрены практически в каждой компании, очень часто не в силах провести служебное расследование совершенного на предприятии преступления. Причастные лица остаются неустановленными, что несет опасность для будущей продуктивной деятельности организации. В таких случаях руководство обращается к частным фирмам с просьбой провести тщательное расследование произошедшего и выявить участников преступления. Конечно, можно обратиться в правоохранительные органы по факту совершенного деяния, но практически все руководители боятся привлечь лишнее внимание силовых структур к своему делу. Это объясняется не только нежеланием портить репутацию фирмы, но и возможными имеющимися нарушениями закона.

Скрининговые проверки вновь нанимаемого и уже работающего персонала компании помогают своевременно выявить угрозу для деятельности организации. На сегодняшний день многие организации, заботящиеся о своей безопасности, уже создали собственный отдел полиграфологов.

Причины применения полиграфа частными компаниями

Безусловно, залог успеха и процветания компании на рынке товаров и услуг зависит от сотрудников, работающих в штате фирмы. Приход нового никому не известного лица может обернуться для руководства значительными потерями, если не уделить должного внимания личности и целям кандидата. Использование полиграфа в таких случаях поможет свести риск к нулю.

  • Используя современные методы детекции лжи, можно получить ту информацию, которую довольно просто скрыть при обычной беседе;
  • Работодатель получает полную и достоверную информацию о потенциальном сотруднике в максимально короткие сроки, при этом не затрачивая никаких усилий;
  • В связи с тем, что полиграф оказывает определенное психологическое воздействие на кандидата, он оглашает более полную информацию о себе, чем он указал в анкете.

Скрининговые полиграфные проверки позволят сразу же получить о человеке достаточно четкое представление и понять, насколько он подходит компании. Особое внимание стоит уделять кандидату, желающему занять один из ключевых постов компании.

применение детектора лжиИспользование проверки полиграфом потенциальных сотрудников подразумевает постановку четких вопросов, касающихся истинности предоставленной ими информации о себе, связь с криминальными структурами и компаниями-конкурентами, наличие больших финансовых трудностей, пагубных привычек и т.д. Результаты покажут, есть ли у данного кандидата «противопоказания» к работе в компании.

Также периодическая проверка действующих сотрудников сформирует у персонала четкое понимание того, что любое нарушение должностных инструкций, устава компании и т.д. обязательно станет известно руководству, помимо этого, выясняется уровень лояльности сотрудника, его отношение к компании и ее деятельности.

Стоимость полиграфной проверки, предлагаемой частными компаниями, колеблется в диапазоне 150-1000 долларов в зависимости от цели исследования и стажа испытуемого лица в данной компании.

На что стоит обратить внимание, приглашая полиграфолога на постоянную работу

Если вы решили принять в штат своей компании полиграфолога, нужно отнестись к этому ответственно. Подбирая сотрудника, следует обратить внимание на следующее:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее психологическое или медицинское образование;
  • наличие свидетельства государственного образца, дающее право профессиональной деятельности полиграфологом;
  • опыт работы не менее 3 лет;
  • положительные рекомендации с предыдущего места работы.

Помните, именно от квалификации и опыта полиграфолога зависит корректность результатов проводимых проверок.


Возврат к списку