Правовые нормы, определяющие особенности применения полиграфа

Правовые нормы, определяющие особенности применения полиграфа

полиграф (детектор лжи) ПОЛАРГ

Психофизиологический метод, использующий детекцию лжи, применялся в органах КГБ и ГРУ Генштаба ВС СССР достаточно длительное время. Однако специфика деятельности этих силовых ведомств подразумевала, что нормативная база, как и само применение такого тестирования, регулировалась недоступными для посторонних глаз ведомственными актами.


После вступления в 1992 году в силу закона, регулировавшего оперативно-розыскную деятельность в РФ (далее — ОРД), ситуация с правовыми аспектами применения полиграфа в опросах и расследованиях существенно изменилась.

В частности, Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура с 1993 года стали использовать в отношении детектора лжи определение, в котором говорилось, что применение полиграфа в специальных психофизиологических исследованиях (СПФИ) является законным видом опросов с применением технических средств. При этом данные методы не причиняют вреда здоровью и жизни личности и могут проводиться органом (в дальнейшем — инициатором), который осуществляет ОРД (согласно определению специального психофизического исследования Инструкции МБ по СПФИ).

Как регламентируется использование детектора лжи?

Для того чтобы привести использование детектора лжи в соответствие со сложившимися к началу 1990-х годов в мировой практике технологиями, инструкция Министерства Безопасности по СПФИ ввела основные методы и гуманистические нормы. Ею, в частности, было установлено, что:

  • полученная от опрашиваемого лица при помощи СПФИ информация имеет вероятностный характер и может использоваться в проводимой органами ОРД работе только в качестве ориентира для дальнейшей деятельности (при этом результаты СПФИ не могут служить доказательствами);
  • СПФИ может проводиться только при наличии добровольного заявления о согласии на исследования такого рода (заявление в обязательном порядке должно быть оформлено в письменном виде);
  • при проведении СПФИ могут задаваться только те вопросы, которые предварительно обсуждались с опрашиваемым лицом (отдельно указывается, что все вопросы, которые используются в ходе исследования, необходимо строить таким образом, чтобы полностью исключить проявление унижения или появление чувства оскорбленности у испытуемого);
  • категорически запрещается применять к опрашиваемому любые средства давления, в том числе угрозы, насилие и другие незаконные методы, ведущие к принудительному тестированию. При этом отказ в проведении СПФИ не может быть использован как подтверждение причастности человека к совершению противоправного деяния или повлечь за собой какое-либо ущемление его гражданских прав и интересов. Кроме того, в инструкции указан перечень случаев, при которых подобное испытание проводить запрещено.

Инструкция Министерства безопасности по СПФИ максимально использовала права, предоставленные законодателем. Она определила, что проведение проверки возможно в случае наличия оснований и при условии соблюдения положений, изложенных в стт. 7–8. При этом Инструкция разрешает федеральным органам госбезопасности использовать СПФИ в розыске (регламентируется пунктом 3.2), оперативной работе (п. 3.3) и для решения кадровых вопросов (ст. 7 Закона о регулировании ОРД (пункт 3.4)).

Регулирование порядка проведения проверки

Кроме этого, в Инструкции заложены организационные нормы проведения СПФИ, которые гласят, что:

  • для проведения СПФИ с целью использования федеральными органами госбезопасности привлекается должностное лицо, которое осуществляет розыскную деятельность (в данном случае оперативный работник) и используется помощь специалиста, подтвердившего свою квалификацию и имеющего соответствующее свидетельство (п. 1.5);
  • для того чтобы исключить возможность возникновения взаимных претензий к процедуре исследования между опрашиваемым и специалистом, СПФИ может быть проведено в установленном порядке согласно настоянию опрашиваемого или оперативного работника (при этом опрашиваемый обязан дать письменное согласие или запечатлеть его при помощи звуко- или видеозаписи (п. 3.11);
  • проведение СПФИ возможно в присутствии оперативного работника, опрашиваемого, специалиста и (при необходимости) ассистента специалиста и (или) переводчика. Присутствие других лиц во время проведения СПФИ допустимо при наличии совместного разрешения специалиста и оперативного работника (п. 3.13).

Связанные с проверкой организационные вопросы

Существуют две нормы, которые определяют организационный характер опроса, закрепленный в инструкции Министерства Безопасности.

детектор лжи

Первая гласит, что инициатор, который желает применить СПФИ в отношении опрашиваемого или группы опрашиваемых, должен в рабочем порядке обратиться к специалисту (п. 4.1). Только он способен оценить возможные перспективы применения полиграфа для решения конкретной задачи. При этом полиграфолог, ознакомившись с задачей, дает заключение о целесообразности и возможности проведения СПФИ с указанием условий, необходимых для качественного выполнения работы (п. 4.2.).

Вторая норма утверждает, что если разрешение на проведения мероприятий, связанных с СПФИ, получено без проведения предварительной оценки возможности их выполнения и при этом выяснилось, что применить полиграф невозможно по организационным или методологическим требованиям, предъявляемым к проведению данного вида исследований (п. 3.6, 3.7 и 3.9), то специалисты имеют право отказаться от их проведения (п. 4.6). Стоит заметить, что в первой половине 90-х годов такое разрешение могло выдать только высшее руководство МБ РФ.

Зачем были нужны данные нормы?

В настоящее время ощущается недостаточная осведомленность следователей, оперативных работников, сотрудников кадровых служб о прикладных возможностях полиграфа. Поэтому постоянно отмечаются попытки использовать устройство в ситуациях, при которых его применение оказывается бесполезным и даже вредным. Это касается не только раскрытия, но и расследования преступлений или злоупотреблений различных категорий граждан.

Поэтому первая норма устанавливалась для затруднения принятия решений на проведение СПФИ в ситуациях, когда этого делать не требовалось. То есть тогда, когда применение полиграфа было нецелесообразно, невозможно или даже вредно.

Но если в результате каких-либо действий потенциальный потребитель добивался проверки без наличия разрешения, то вторая норма предоставляла полиграфологу право руководствоваться только личным опытом и профессиональными знаниями. Тем самым ответственность за некорректное проведение СПФИ с заведомо вредным или бесполезным исходом и неадекватное применение методик ложилась на оперативного работника.

Инструкция Министерства Безопасности по СПФИ сыграла достаточно важную роль в развитии психофизиологической методики «детекции лжи» в России. Целых четыре года она надежно гарантировала легитимность применения полиграфов различными службами МБ, ФСБ и ФСК. При этом Инструкция оказала сильное влияние на правовую базу внедрения ОИП в деятельность некоторых других федеральных служб и ведомств РФ.

Новые инструкции с изменениями по применению полиграфа

В последующем вступила в силу Конституция РФ, а также Федеральные законы «Об органах ФСБ в России», «Оперативной и розыскной деятельности» и «О гостайне». С учетом накопленного за прошедшие годы опыта применения инструкции по СПФИ возникла необходимость разработки нового, регламентирующего применение ОИП документа.

В результате уже в мае 1997 года в Федеральной Службе Безопасности вводится в действие инструкция, в которой определяется порядок применения опросов при помощи полиграфа органами ФСБ (в дальнейшем — Инструкция ФСБ для проведения ОИП). Предварительно она была согласована с Министерством юстиции, Министерством здравоохранения и Генпрокуратурой России.

Согласно заключению Минюста, датированного 19 июня 1997 года, этот документ не подлежит обязательной государственной регистрации. В результате осуществление ОИП может происходить только при наличии добровольного согласия самого опрашиваемого лица, без необходимости уточнения правоотношений между проверяемым и органами ФСБ. С незначительными сокращениями эта Инструкция была опубликована в СМИ в 1999 году.

Здесь были сохранены все важные и проверенные временем пункты прежнего документа МБ по СПФИ. В то же время в инструкции исправили терминологическую некорректность. Вместо понятия о «специальном психофизическом исследовании» появилось понятие ОИП — «опрос при использовании полиграфа».

Новое в инструкции по ОИП

Среди основных нововведений, которые появились в Инструкции ФСБ по проведению ОИП с использованием полиграфа необходимо отметить следующие:

  • была расширена правовая основа прикладного применения ФСБ метода опроса при помощи полиграфа. Детектор лжи может использоваться при наличии предпосылок (оснований), которые предусмотрены стт. 9–11 и 19 закона о ФСБ и стт. 7–8 закона об организации ОРД. Кроме того, новой инструкцией разрешено применение ОИП согласно стт. 21–22 Закона РФ (о государственной тайне);
  • конкретизировались организационные нормы и квалификационные требования к полиграфологам. В частности, теперь ОИП могут проводить сотрудники оперативных или кадровых подразделений органов ФСБ. Специалисты обязаны иметь соответствующую подготовку, наличие которое подтверждено свидетельством определенного образца, которое выдается квалификационной комиссией, состоящей из сотрудников Института криминалистики, относящегося к ФСБ РФ;
  • расширен перечень ситуаций, при которых запрещена возможность проведения опросов;
  • расширены права человека, проходящего ОИП. Например, стало возможным присутствие третьих лиц во время процедуры (оно определяется с совместного разрешения сотрудника-инициатора и специалиста по ОИП), но при условии согласия фигуранта опроса.

Еще одно принципиально новое положение, зафиксированное в документе, закрепило право общества предъявлять требования для подтверждения лояльности определенных категорий лиц при помощи полиграфа. Например, инструкция разрешила применять ОИП для проверки лиц, которые допускаются к гостайне. Подобная проверка будет способствовать выявлению у опрашиваемого возможных оснований, которые приведут к отказу в таком допуске (ст. 22.1 соответствующего закона).

В результате ввода этого положения появились три новые нормы:

  1. Отказ от проведения исследований на полиграфе не ведет к ущемлению законных прав и интересов за исключением случая, когда он происходит в ходе проверок для допуска к гостайне.
  2. Результат проведения ОИП не может стать поводом для принятия в отношении опрашиваемого каких-либо мер, которые могут ущемить его интересы. Исключение оставляют проверочные мероприятия для допуска к гостайне.
  3. Для проведения проверки с целью возможности предоставления допуска к государственной тайне необходимо получить разрешение начальника, И. О. начальника подразделения ФСБ России или начальника одного из территориальных отделов ФСБ.

Вышеуказанные нормы, закрепленные в инструкции ФСБ по использованию опросов с применением детектора лжи, открыли возможности по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений.

Однако в этом документе также есть упущения, которые несколько затрудняют применение полиграфа в розыскных и оперативных мероприятиях. Одним из них является тот факт, что принятие решения о проведении ОИП происходит на достаточно высоком уровне, что в отдельных случаях ведет к необоснованному затягиванию процедуры.

Что же произошло за последние 20 лет?

На данный момент в России не только разработаны, но и проведены практические испытания правовых актов, регулирующих применение ОИП в различных сферах розыскной деятельности как для профилактики, так и для раскрытия преступлений.

полиграф

Заложена правовая база, регламентирующая использование специальных устройств в ходе расследования преступлений в сфере частного бизнеса. На правовом уровне закреплена необходимость подготовки и аттестации полиграфологов.



В стране сформировались минимальные правовые нормы для использования полиграфа. Однако современная правовая база еще не является совершенной и недостаточна для расширения использования ОИП в правоохранительных органах.

В качестве примера следует привести Федеральную целевую программу, созданную для усиления борьбы с преступностью. В ней, с одной стороны, Правительство РФ решило оснастить полиграфами органы прокуратуры. С другой — у данного ведомства отсутствует должная правовая база для выполнения данного решения.

На сегодняшний момент для развития метода ОИП в России необходимо научно обоснованное, а не формальное включение полиграфов в систему средств и методов отечественной криминалистики. Решение этого вопроса станет принципиальным для начала широкого использования «детекции лжи» в борьбе с преступностью, а также в дальнейшем совершенствовании правовых норм применения полиграфа.


Возврат к списку